О причащении

27.02.2015  |  Добавил: Admin

Часто причащение рассматривается в отрыве от литургии, от Евхаристии, почти исключительно как средство личного освящения. Полагаю, что такой подход страдает односторонностью и ведет к опасным искажениям.

Следует осознать, что подготовка к причащению — это, если можно так выразиться, технический момент, обсуждение которого подразумевает, что более насущные вопросы уже успешно разрешены. Однако на деле это не так. А потому имеет смысл начать с более общей проблемы — а именно, с участия верных в Евхаристии.

Итак:

1. Евхаристия — главное и, по сути, единственное таинство Церкви. Участие в Евхаристии, благодарение Богу за наше спасение вместе с другими братьями и сестрами во Христе во главе с пресвитером или епископом, причащение (приобщение) Телу и Крови Христовым в собрании христиан — заповедано нам Спасителем как условие вечной жизни. Сама Церковь именуется и является Телом Христовым; приобщаясь Телу Христову, мы вновь и вновь становимся членами этого Тела; Кровь Христа омывает наши грехи.

2. Участие верных (мирян и священнослужителей) в евхаристическом собрании не может, по умолчанию, быть как-либо ограничено. Подобные ограничения (т. е. временное отлучение) могут быть вызваны лишь совершением тяжкого греха (отречения от Христа, убийства, прелюбодеяния и т. п.). «Грех не к смерти» не может быть основанием для произвольного ограничения христианину в участии в Евхаристии. Тем более христиане не могут быть отлучены от Евхаристии из-за физиологической «нечистоты».

3. Литургия — важнейшая христианская служба. Необходимо сделать всё возможное для того, чтобы и священники (как бы парадоксально это ни звучало), и миряне участвовали в литургии наиболее полно, наиболее осознанно. Средствами для такого полноценного участия должны стать:

а) катехизация — разъяснение основ христианского вероучения, в частности, учения о Евхаристии, разъяснение ненормальности присутствия на литургии без причащения Тела и Крови Христовых;

б) чтение (или, по крайней мере, дублирование) Апостола и Евангелия на русском языке;

б) гласное чтение молитв анафоры;

в) служение литургии при открытых царских вратах;

г) упразднение исповеди во время литургии (см. тж. ниже).

4. Исповедь должна быть отделена от причастия — в том числе во времени и пространстве: недопустимо исповедовать во время службы и, особенно, во время литургии — это вредно и для священника, и для мирянина, поскольку большая часть службы проходит мимо.

Не следует забывать, что исповедь — не единственный способ получения прощения грехов и исцеления души. Причащая мирянина, священник каждый раз произносит: «Причащается раб Божий имярек честнаго и святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во оставление грехов своих и в жизнь вечную».

Исповедь постепенно должна вернуть себе характер второго крещения, как часто любят ее называть. Второе крещение не может совершаться рутинно, еженедельно — это должно быть чем-то исключительным. Во всяком случае, к исповеди следует прибегать по мере необходимости, а не в принудительном порядке и не в качестве формального допуска к причащению. Исповедь также не должна быть беседой на отвлечённые темы, суррогатом психотерапевтического сеанса или же средством дознания.

Дети должны начинать исповедоваться тогда, когда они психологически созреют для этого. Очевидно, что в 7 лет многие дети не готовы к серьёзной исповеди — и, что не менее важно, не нуждаются в ней по причине отсутствия тяжких грехов. Вполне допустимо отложить первую исповедь до 10–12 лет, а в отдельных случаях (на усмотрение родителей и священника) — и позже.

5. Подготовка к причащению не должна заслонять или, как часто бывает, отменять само причащение (нет возможности подготовиться — не буду причащаться). Гораздо ценнее постоянно жить христианской жизнью, чем предпринимать экстраординарные аскетические усилия накануне причастия, после чего нередко следует расслабление.

Нормой следует считать присутствие взрослого христианина на вечерней службе (если, разумеется, таковая совершалась в данном приходе) и келейную молитву, включающую в себя последование к причащению (канон и молитвы). Однако обстоятельства жизни людей бывают самыми различными, и само по себе отсутствие человека на вечерней службе или же невычитанное правило не могут быть основанием для недопуска к причастию — т. е. для недопуска к участию в Евхаристии. Для детей присутствие на вечерней службе является необязательным (хотя, по мере взросления, и желательным); молитвенное правило должно быть понятным, соответствующим духовному опыту ребенка и не чрезмерным по своему объёму.

Перед причастием соблюдается евхаристический пост — воздержание от еды и питья (традиционно — с полуночи). При условии соблюдения христианином еженедельных постных дней (среды и пятницы) и Великого поста (а также, по возможности, иных многодневных постов) никто не вправе требовать от мирянина (как этого никто не требует от священнослужителей) каких-либо дополнительных постов. Разумеется, при наличии острых или хронических заболеваний (для женщин — также в период беременности и кормления) евхаристический пост может быть сокращен, облегчён или отменен.

Дети должны постепенно приучаться к причастию натощак, однако определение того момента, когда ребенок для этого физиологически и психологически созрел, следует оставить на усмотрение прежде всего родителей.

Священник Феодор Людоговский

Кандидат филологических наук

Преподаватель Московской Духовной Академии и Семинарии

Отрывок из статьи: http://www.pravmir.ru/tezisy-k-alternativnomu-proektu-ob-uchastii-vernyx-v-evxaristii/