«ЦАРСТВО БОЖИЕ – ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС».

16.02.2018  |  Добавил: Valeriya

ПОЧЕМУ ХРИСТИАНАМ НЕ НАДО БОЯТЬСЯ КОНЦА СВЕТА.

images/2018/Tsarstvo_Bogie__zdes_i_seychas.jpg   
В современных СМИ тема глобальных катастроф и возможного конца света мелькает невероятно часто. Практически каждый год астрономы, учёные и древние провидцы обещают апокалипсис, причём нередко они подкрепляют свои слова ссылками на Библию. Обещаниями конца света манипулируют представители сект – например, такое не раз было в истории "Свидетелей Иеговы".

Действительно ли наша главная книга сообщает, когда ждать апокалипсис? Стоит ли нам обращать внимание на подобные пророчества? Разбираемся с преподавателем Минского духовного училища и клириком минского храма св. Татианы, диаконом Иоанном Лященко.

- Как по-Вашему, в чём причина такой популярности идеи о конце света? Почему люди не устают об этом говорить даже в наше время?

- Это связано в первую очередь с одной психологической проблемой. Человек не ощущает в настоящем никакого умиротворения, спокойствия, счастья. Информационные технологии просто выбивают почву из-под ног, и человечество находится в перманентном состоянии тревоги. Присутствие тревоги в сердце рождает ужасную картину неминуемой кончины. Человек не может всё контролировать, а то, что неподконтрольно человеку, всегда вызывает страх и ещё большее беспокойство.

В то же время протекает и обратный процесс – рождается миф о "золотом веке", о том, что раньше было лучше, чем сейчас. Этот золотой век может быть когда угодно, обычно это детство, когда не было никаких проблем и мы могли поспать подольше. А сейчас мы в состоянии напряжения и постоянного стресса, и это напряжение рождает страшные картины глобальной катастрофы. Человеку кажется, что это не только его внутренний мир расшатан, он может видеть картины близкого конца буквально везде. В психологии это называется "проецирование" – человек проецирует то, что у него внутри, на глобальную картину мирового устройства.

- Возможно ли по Библии высчитать дату конца света, как это якобы делали и делают разные предсказатели?

- Библия написана для того, чтобы человек испытывал надежду – не страх, а именно радость, утешение. Представьте, что у вас день рождения и вам должны вручить подарок. Само ощущение, ожидание этого подарка гораздо важнее, с одной стороны, чем обладание чем-то.

Как мы помним, первая часть Нового завета называется Евангелие, в переводе – радостная весть, то есть весть о победе Христа над смертью. Эти книги дарят человеку надежду, радость. И Христос прямо говорил о том, что о дне второго пришествия, о дне конца света не знает никто – "ни ангелы небесные, а только Отец Мой один" (Мф. 24:36).

Самое важное – понимать, что вычислить конец света по Библии мы не можем. То, что у нас может получиться из этого – это всегда наши фантазии, которые порождены коллективным бессознательным – теми идеями, которые существуют сейчас в обществе. Кто-то видел признаки конца света в числе зверя, в том числе и последователи старообрядческого движения в 1666 году. Это был год проведения Большого Московского собора, и люди считали, что три шестёрки – это признак прихода антихриста, хотя в библейской книге Откровение это слово не употребляется.

Были и другие попытки вычисления конца света. Например, было классическое вычисление о том, что наступит восьмая тысяча лет и будет конец света, или что он произойдёт через две тысячи лет после Рождества Христова. Хотя мы знаем, что при вычислении даты рождения Христа монах Дионисий Малый малость ошибся и, скорее всего, Христос родился на несколько лет раньше, чем считается.

Новая реальность Литургии

Самое главное – это ожидание. Для христианина это ожидание наполнено оптимизмом, потому что Царство Божие – здесь и сейчас. Каждая Литургия начинается словами "Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа!". Это значит, что мы входим в новую реальность – в реальность Царства Божия. И на Литургии во время так называемого Анамнесиса мы вспоминаем смерть Спасителя, воскресение, Его восхождение на небеса и Его "второе и славное паки пришествие". То есть на Литургии мы вспоминаем второе пришествие, которое уже совершилось у Престола Божия. И каждое наше Причастие – это наш маленький Страшный Суд. Хотя в Библии нигде не сказано, что этот Суд – Страшный, он назван последним. Здесь очень важно вспоминать слова преподобного Симеона Нового Богослова о том, что тот, кто осудил сам себя, уже на суд не приходит.

Резюмируя, хочу сказать – христиане не должны высчитывать, когда по времени придёт конец света. Для них конец света совершается на каждой Литургии – они встречаются с вечностью, с реальностью присутствия Христа. Но наша личная встреча – это, конечно, порог смерти, который все мы будем вынуждены переступить.

- Что вообще Библия говорит про конец света?

- Существует особый жанр подобных книг, который называется Апокалипсис, то есть откровение. В Ветхом Завете есть апокалиптические книги – например, книга пророка Даниила. Есть апокалиптические апокрифы, например, 3-я книга Ездры, где тоже показан конец света, в Евангелии от Марка есть малый апокалипсис. Сама книга, которая дала название этому жанру, носит название Откровение Иоанна Богослова. И мы знаем, что согласно ей, несмотря на все испытания, которые переживает Церковь, всегда это заканчивается радостной встречей в небесном граде – новом Иерусалиме, на изменившейся Земле. 21-я глава книги Откровение гласит – "И увидел я новое небо и новую землю".

- Есть ли в книге Откровение указания на дату Апокалипсиса или хотя бы косвенные признаки того, когда это может произойти?

- Любые указания на конкретную дату являются богословскими спекуляциями, не имеющими основания. Первые христиане жили – подчеркну это слово – надеждой на скорое пришествие Христа. Книга Откровение заканчивается словами "Маран-афа" – ей, гряди, Господи Иисусе! Приходи скорее, мы ждём Тебя, мы терзаемся разлукой с Тобой!

Нужно понимать и исторический контекст написания книги Откровение. Христиане пережили гонения Нерона, связанные с поджогом Рима, в котором их обвинили. В Числе зверя многие прочитывали слова Нерон Кесарь. Современные библеисты часто ищут в Послании семи малоазийским церквям (часть книги Откровение – прим.ред.) некие периоды истории Церкви.

Книгу Откровение нужно всегда читать в историческом и вневременном контексте. Внешняя часть книги – это исторический контекст, то, что книга была написана с целью укрепить христиан во время гонений, обличить их пороки и исправить их, чтобы никто не остался за дверями Небесного Иерусалима. Интересно, что в Новом Иерусалиме нет храма, потому что там Бог Сам является храмом, Он заполняет всё пространство.

- Каково настроение книги Откровение?

- То ожидание, которым наполнена книга Откровение – это ожидание пребывания с Богом в Новом Иерусалиме, а не ожидание прихода антихриста и сил зла. Слово антихрист возникает в посланиях апостола Павла. Под ним понимается некий персонаж, возможно, что-то собирательное, потому что антихристом называют всех, кто отступает от Христа. И главная тема книги Откровение – не отступить от Христа, несмотря ни на что, быть верным Ему до конца.

Если мы говорим, что у книги Откровение нет мистического пласта, то мы просто вырываем у книги душу. Книга наполнена духом тайны присутствия Божия в этом мире. Несмотря на внешнее зло, Господь рядом с нами, христианами, Он близко. Самое интересное, что Господь не такой, каким мы Его представляем. В книге Откровение есть Его парадоксальный образ – мы слышим рычание льва, но видим израненного ягнёнка. Этот образ Агнца, Который принёс себя за грехи мира, иудеи не смогли вместить во время первого пришествия Христа, и во втором пришествии этот образ снова обыгрывается.

- А в чём вневременной пласт этой книги?

- Когда мы читаем, например, послание к малоазийским церквям, там есть такие слова к ангелу Лаодикийской церкви о том, что он считает себя богатым, но на самом деле он "и жалок, и слеп, и нищ, и наг" (Откр. гл.3). То есть в этих посланиях малоазийским церквям мы можем в первую очередь видеть самих себя – обличение себя как христиан.

И это только один из ярких примеров вневременности Откровения. Мы можем читать эту книгу и постоянно прилагать разные образы к себе. Нужно понимать, что та историческая перспектива, битва сил добра и зла, хоть и произойдёт когда-то в истории, но в моём сердце она происходит постоянно. Это не просто нравоучение – это реальность моей духовной жизни. Я понимаю, что я становлюсь теплохладным, как ангел Лаодикийской церкви, и я должен сам себя постоянно отрезвлять.

- Стоит ли христианину ждать конца света?

Надо ждать Христа. Каждый раз, когда мы приходим на Литургию, нас зовут ко Причастию – приимите и ядите! Надо идти туда, потому что, мы призваны возвещать смерть Господню, доколе Он не придёт. Только так мы и можем ожидать Его второе пришествие – в радости, что Он среди нас, Он ради нас пришёл, умер и воскрес, и всех нас Он вернёт на небо. Только так христианин и должен смотреть в будущее – с надеждой на Христа.

Это определённая степень безумия, потому что ты не должен иметь никакой страховки, ничто тебя не спасёт. У савана нет карманов, и ничего ты не возьмёшь в загробную реальность. Но правильное понимание всего, что с нами происходит, в том числе и нашей земной смерти, приносит надежду на воскресение. Если мы умираем со Христом, то мы со Христом и воскреснем. Именно поэтому мы должны жить с Ним, находиться в постоянном Богообщении.

***

Источник: http://sobor.by/page/Tsarstvo_Bogie__zdes_i_seychas_Pochemu_hristianam_ne_nado_boyatsya_kontsa_sveta